Двигатель B4164S Volvo: подробный обзор, модификации

Двигатель Volvo B4164S

Четырёхцилиндровый однорядный движок Volvo B4164S выполнен в поперечном расположении. Рабочий его объём составляет 1,6 литра, мотор имеет двойные распредвалы. На каждый цилиндр двигателя приходится по 4 клапана.

Описание B4164S

Мотор Вольво S40

Популярный двигатель автомобиля Вольво S40. Устанавливается на данную модель с 1995 года. Двигатель закреплён на пяти болтах. Маслонасос роторного типа, установлен в БЦ, задействуется от коленвала. Маховик — традиционного типа. Фильтр для масла защищён жестяным корпусом, расположен в нижней части блока цилиндров, между измерителем масла и КПП. После 2008 года размер фильтров несколько уменьшили, так как изменились формы блока. Однако новая модель фильтра спокойно подходит и на старые движки.

Новая форма блока

С 2008 года блок силовой установки B4164S собирается методом прессовки под давлением. Это определило новую форму блока. Его материал на 70% — алюминий, гильзы, однако, чугунные. Есть разница между блоками старого и нового образца. Первые отлиты в традиционной форме, новые блоки, как и говорилось, сделаны под давлением.

Традиционное литьё или литьё в песчаные формы — это известная технология, используемая для отливки. Кварц в данном случае является основным материалом, связывающим форму. Макет изготавливается из дерева, металла или пластика, что даёт возможность изготавливать сложные конструкции. Подразумевается такая технология, когда сплав под высокой скоростью заправляется в формы из огнеупорной стали. Жидкий металл течёт и заполняет все полости формы, что позволяет получить точную копию макета.

Стоит отметить, что технология литья под давлением является бюджетной и более разумной с практической точки зрения. Ведь такой подход даёт возможность иметь в БЦ открытый радиатор, что и объясняет новое исполнение ГБЦ и прокладки. По новой схеме цилиндры не соединены друг с другом. Это, безусловно, упрощает внутреннее охлаждение элементов. Иной формы также получилось отверстие к помпе, а фиксация маслофильтра изменено так, что деталь теперь размещена под углом 90 непосредственно из БЦ. По этой же причине (литьё под давлением) и слив маслоуловителя стал другим.

Материалы

Создавая этот двигатель, разработчики использовали различные современные материалы. Особенно много лёгких и компактных изделий было применено после 2008 года (после рестайлинга).

  1. Крышка клапанов пластиковая, маслозаливная горловина фиксируется на ней методом байонетного крепления. Вентиляция картера проведена тоже отсюда — прямо в крышке блока.
  2. ГБЦ алюминиевая, она почти целиком вылита из крылатого металла.
  3. Распредвалы чугунные с 5-ю коренными подшипниками. Они задействуются от ремня, приводимого в движение коленвалом. А вот привод распредвала изготовлен из лёгкого современного материала, а автоматическая регулировка ремня осуществляется с помощью пружинного натяжителя. Сам ремень закрыт пластиковым кожухом трансмиссионного блока.
  4. Прессованный алюминий — основной материал поддона двигателя Volvo.
  5. Коленвал выполнен из чугуна, в который внедрены особые модификаторы инокулирующего действия. Это такие известные материалы, как сплав титана, размельченный графит, алюминий. Очевидно, что при этом механические свойства простого серого чугуна улучшаются, он становится высокопрочным.
  6. Шатуны сделаны из стали, полученной методом термического окускования.
  7. Поршни двигателя покрываются графитом.
  8. Маслоотделитель для отвода картерных газов изготовлен из пластика. Вместе с блоком создаёт одну камеру. Отделение паров масла происходит через обратную сторону крышки, имеющую отдельный выступ. Отделённое от газов масло вытекает обратно в поддон, что экономит расход. Что касается отработанных газов, то они идут по закрытому каналу прямо в камеру сгорания.

Вспомогательные узлы

Функции вспомогательных агрегатов для двигателя B4164S выполняют следующие элементы.

  1. Генератор, который размещён на обратной стороне двигателя. На нём смонтирована ёмкость масла для сервоусилителя.
  2. Длинный приводной ремень, который без натяжного ролика вращает насос системы охлаждения, генератор и сервонасос.
  3. Короткий ремень — задействует компрессор.
  4. Сервонасос с классическим ременным приводом типа HPAS.
  5. Компрессор — расположен на холодной стороне моторной установки.
  6. Коленвальный шкив с демпфером маховика.
  7. Насос системы охлаждения роторного типа, расположен между шкивом коленвала и генератором.
  8. Термостат — расположен на БЦ. Он соприкасается с сервонасосом и генератором, включается только при достижении антифриза температуры выше 82 градусов. Фюзеляж устройства имеет специальное подключение на бачок антифриза и печку салона.

Установка эластичных ремней привода производится специнструментом, в противном случае, ресурс их резко снижается.

Коллекторы впуска и выпуска

Коллекторы

Все трубки впуска такого же размера. Коллектор изготовлен из стекловолокнистого пластика, что дают ему следующие преимущества:

  • низкую передачу тепла на инжектор — это исключает риски возникновения парового замка;
  • малый вес по сравнению с металлическими аналогами;
  • низкая степень конденсации горючего на стенках мотора;
  • меньший нагрев воздуха, идущего в горячий ДВС.

Кроме того, впускной коллектор уплотнён 4-я резиновыми манжетами к ГБЦ. При каждой разборке эти уплотнители надо в обязательном порядке заменять. На впуске расположен также дроссель устройства, а в нижнюю зону патрубка поступают выхлопные газы.

Таким образом, впускная система B4164S состоит из:

  • впускной трубки, соединённой с корпусом заслонки;
  • очистителя воздуха;
  • простого фильтра воздуха;
  • резонатора.

Выпускная система оснащена катализатором, трубка которого устроена так, что потоки выходящих газов не мешают друг другу. Находится он непосредственно на ответвлении глушителя, оснащён прочными керамическими деталями. Преимущества такого коллектора — меньшее время нагрева при холодном запуске.

Объем двигателя, куб.см1587
Максимальная мощность, л.с.105
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин.143 (15) / 4200
Используемое топливоБензин АИ-95
Расход топлива, л/100 км8,5
Тип двигателяРядный, 4-цилиндровый
Диаметр цилиндра, мм81
Количество клапанов на цилиндр4
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.105 (77) / 5500
Степень сжатия10,5
Ход поршня, мм77
Блок цилиндровизготовлен из алюминиевого сплава, с 2008 года литье под давлением
Головка блока цилидроввылита из алюминия
Двойные перекрывающие распределительные валыизготовлены из чугуна и имеют пять коренных подшипников
Крышка блока клапановизготовлена из пластмассы
Крышка маслозаливной горловинызакреплена на крышке блока клапанов и закреплена байонетным креплением
Выход вентиляции картераинтегрирован в крышке блока клапанов
Поддон картераизготовлен из прессованного алюминия
Привод распределительного валаизготовлен из композитного материала
Коленчатый валкованного типа из модифицированного чугуна, оснащен пятью коренными подшипниками и четырьмя противовесами
Шатуныизготовлены из агломерационной стали с расщепленной крышкой
Поршнис графитовым покрытием
Масляный насосроторного типа, смонтирован в блоке цилиндров и приводится в движение прямо от коленчатого вала
Маслоотделительизготовлен из пластмассы и состоит из крышки, которая навинчена прямо на блоке и создает вместе с ним одну камеру
Впускной коллекторвыполнен из стекловолокнистой полиамидной пластмассы

Модификации

B4164S имеет несколько модификаций. Одной из них является силовая установка с ультрасовременной технологией подачи топлива B4164T. Преимущества такого турбоагрегата налицо:

  • значительное уменьшение расхода горючего и выбросов вредных веществ;
  • хорошая тяга на низах, спортивная реакция мотора;
  • отменные эксплуатационные показатели, если сравнивать агрегат с аналогами в классе.

По сути, это большой мотор с малым весом, компактными размерами и низкими потерями при трении. По сравнению с базовым 4164S, он хорошо модифицирован:

  • вместо обычного впрыска используется современный, прямой;
  • вместо общей катушки — 4 отдельных;
  • для увеличения мощности установлена турбина;
  • наличие запорного и перепускного клапана.

Схема

В 2008 году этот движок, как и базовый, подвергся модернизации. Вместо стандартного блока стали устанавливать Open Deck — алюминиевая разновидность блока со значительно меньшим весом и лучшим охлаждением зоны вокруг цилиндров.

Объем двигателя, куб.см1598
Максимальная мощность, л.с.180
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин.240 (24) / 4000
Максимальная частота вращения коленчатого вала (периодическая)6150 об/мин
Максимальная частота вращения коленчатого вала (непрерывная)6375 об/мин
Частота вращения на холостом ходу750 об/мин
Используемое топливоБензин АИ-95
Расход топлива, л/100 км7,4
Тип двигателяРядный, 4-цилиндровый, непосредственный впрыск
Количество клапанов на цилиндр4
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.180 (132) / 5700
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Отверстие цилиндра79 мм
Ход поршня81,4 мм
Степень сжатия10,0:1
Вес146 кг
Уровень выбросовЕвро 5
Давление масла800-850 об/мин 1,0 бар; 4000 об/мин 3,0 бар
Давление в топливной системе0.57-0.65 МПа; 15 МПа
Клапанный зазор (холодный двигатель), впуск0.30+-0,03
Клапанный зазор (холодный двигатель), выпуск0.40+-0,03
Осевой зазор коленвала0.22-0.45мм

Обслуживание

Серия 1,6-литровых движков считается устаревшей по своей конструкции, и основным недостатком их является малая мощность. Однако запас прочности позволяет моторам преодолевать большую часть неисправностей. Так, это одни из простейших двигателей без фазовращателей, значительно повышающих цену обслуживания.

Заливать в этот мотор необязательно дорогие масла. Вполне подходит обычное SAE-40. Если проводить обновление смазки как можно чаще, двигатель прослужит до капремонта все 350 тыс. километров, если не больше. Надо также не забывать, периодически регулировать клапаны и менять ремень ГРМ.

Настройка зазоров клапанов не требует наличия специальных шайб, как на других моторах. Производится замена всех толкателей клапанов. Последние специально покрываются фосфатом, чтобы улучшить смазку и снизить износ элементов. Также в схожих целях нитрирована ножка клапана.

Секрет надежности двигателей Вольво в продуманной конструкции

Первые двигатели к своим автомобилям компания Volvo заказывала стороннему производителю – компании Penta, которая с 1935 г. стала ее структурным подразделением. За 90 лет в автомобилях концерна использовалось порядка сотни моделей и модификаций ДВС. Сегодня компания Вольво специализируется на производстве сверхкомпактных двигателей. Ее автомобили комплектуются дизельными 4-х и 5-цилиндровыми и бензиновыми 4-цилиндровыми ДВС, в планах компании производство 3-цилиндровых моторов объемом 1,5 л.

Немного истории

На первые модели Volvo, появившиеся в 1927 г., устанавливали 4-цилиндровые ДВС мощностью 28 л. с., выпуск 6-цилиндровых моторов был начат в 1929 г., а 5-цилиндровых – в 1962 году.

  • двигатель Вольво с наименьшим объемом – В4В, 1,4 л, выпускался в 1944-1946 гг.;
  • самый мощный (320 л. с.) в истории Volvo бензиновый двигатель – T6 320PS, с турбонагнетателем;
  • еще мощнее Т8 320PS – гибридный двигатель, мощность бензинового ДВС достигает 320 л. с., электромотора – 87 л. с.

В 90-х началась эпоха модульных двигателей Volvo, хотя их прототипы появились еще в 70-х. Это бензиновые рядные двигатели на 4, 5 и 6 цилиндров объемом от 1,6 до 2,9 л. В разных моделях реализован атмосферный или турбонаддув. В некоторых в выхлопную систему встроен каталитический конвертер, который снижает токсичность выхлопа. Это устройство восстанавливает оксиды азота, а полученный при этом кислород использует для дожигания угарного газа, содержащегося в выхлопе. В маркировке таких двигателей присутствует литера F. В линейке модульных двигателей есть 5-цилиндровые модели B5244SG и B5244SG2 с возможностью работы на альтернативном топливе – сжиженном или сжатом природном газе.

Некоторые двигатели Volvo могут работать на альтернативном топливе

В 2006 году специалисты компании Volvo поставили задачу – создать компактный, экономичный и экологичный двигатель, совместимый с разными моделями авто. Итогом разработок стало появление в 2013 г. нового поколения двигателей VEA (Volvo Engine Architecture) семейства Drive-E.

Еще одно достоинство: производство упрощается и становится более гибким. На одной линии можно производить дизельные и бензиновые ДВС разной мощности. Мощность варьируется за счет оснащения двигателей механическим нагнетателем, турбонаддувом или их комбинацией. С 2016 года компания прекращает производство модульных двигателей. На сегодняшний день параллельно с 4-цилиндровыми дизельными и бензиновыми двигателями VEA выпускаются только дизельные 5-цилиндровые D5.

Обзор двигателей современных моделей Volvo

Какие двигатели Вольво наиболее востребованы в России? Пользуются спросом узлы для моделей XC90, S80 и S90, познакомимся с ними подробнее.

Двигатели Volvo XC90

С 2002 г. появилось два поколения внедорожника-кроссовера Volvo XC90. Если первое поколение комплектовалось двигателями разного объема, с 5, 6 и даже 8 цилиндрами, то на авто второго поколения устанавливают исключительно 2-литровые 4-цилиндровые двигатели.

Крутящий момент, Н*м

2.5T AWD (B5254T2)

компоновки, атмосферный наддув

*Выпускался корпорацией Yamaha с использованием технической документации и оригинальных комплектующих Volvo.

Все дизельные двигатели, которые устанавливались на Volvo XC90, были 5-цилиндровыми, турбированными, объемом 2,4 л, различались только мощностью и крутящим моментом:

Крутящий момент, Н*м

D5 AWD (D5244T18)

Второе поколение XC90 комплектуется двигателями семейства Drive-E, доступны такие варианты:

  • бензиновый – турбированный Т5, 254 л. с./350 Н*м и модель Т6 с турбиной и механическим нагнетателем, 320 л. с./400 Н*м;
  • дизельный – турбированный D4 – 190 л. с./400 Н*м и D5, 235 л. с./470 Н*м, с двойной турбиной;
  • гибридный, суммарная мощность бензинового и электродвигателя 400 л. с., крутящий момент 640 Н*м, устанавливается только на самых дорогих моделях линейки Т8 Twin Engine.

Фото двигателей Вольво V8 AWD (слева) и Т8 (справа)

Двигатели Volvo S80

Линейка Volvo S80 появилась в 1998 г., выпуск моделей второго поколения продолжался с 2006 по 2016 годы. На автомобили 1-го поколения устанавливались такие ДВС:

Крутящий момент, Н*м

турбонаддув низкого давления, интеркулер

турбонаддув низкого давления, интеркулер

турбонаддув низкого давления, интеркулер,

система управления двигателем

двойная турбина, интеркулер

двойная турбина, интеркулер

Крутящий момент, Н*м

турбонаддув, прямой впрыск топлива

турбонаддув, прямой впрыск топлива

Во 2-м поколении им на смену пришли другие двигатели, в некоторых моделях была предусмотрена возможность гибкого выбора топлива. Такие ДВС могли работать как на бензине, так и на его смеси с этанолом (Е85).

Характеристики бензиновых двигателей

Крутящий момент, Н*м

гибкий выбор топлива

атмосферный наддув, гибкий выбор топлива

турбонаддув, прямой впрыск

турбонаддув, интеркулер, гибкий выбор топлива

турбонаддув, интеркулер, гибкий выбор топлива

В 2006-2010 гг. ряд моделей линейки также комплектовался V8 двигателем B8444S.

Также на Volvo S80 II устанавливали 4-х и 5-цилиндровые дизельные двигатели объемом от 1,6 до 2,4 л, с турбонаддувом и прямым впрыском. Модели D5244T10 и D5244TX оснащали двойной турбиной.

Крутящий момент, Н*м

1.6D DRIVe (D4164T)

D5 AWD (D5244T10)

Двигатели Volvo S90

Линейка седанов Volvo S90, появившаяся в 2016 г., сейчас представлена 3 моделями с разными кузовами – купе S90, удлиненное купе S90L, разработанное для китайского рынка (с 2018 планируются продажи в США), универсал V90, также компания презентовала кроссовер V90 Cross Country, старт продаж планируется в 2017.

Авто этой линейки комплектуются бензиновыми и дизельными двигателями последнего поколения, 4-цилиндровыми, объемом 2 л.

  • T5, 2 модели с турбонаддувом, крутящим моментом 350 Н*м, различающиеся мощностью: B4204T20 – 246 л. с. и B4204T23 – 251 л. с.;
  • T6 AWD (B4204T27) – 316 л. с./400 Н*м, с турбонаддувом и механическим нагнетателем;
  • гибридный T8 AWD (B4204T35), комбинация бензинового двигателя, аналогичного Т6, и электромотора мощностью 86 л. с. с крутящим моментом 240 Н*м.
  • D3 (D4204T9) — 148 л. с. /320 Н*м
  • D3 AWD (D4204T4) – 148 л. с./350 Н*м;
  • D4 AWD (D4204T14) – 187 л. с./400 Н*м;
  • D5 AWD (D4204T23) – 232 л. с./480 Н*м, с двойной турбиной.

Обслуживание, ремонт, замена двигателей Volvo

Для продолжительной службы двигателя необходимо периодически доливать или менять моторное масло. Его уровень можно контролировать с помощью щупа, на котором есть отметки min и max. Оптимальный уровень масла в холодном двигателе – посредине между этими отметками, это так называемый заправочный объем. Как объем масла в двигателе Вольво, так и его расход зависят от модели двигателя, его объема и других характеристик. Эти данные можно найти в таблицах, приведем их для ряда вышеперечисленных моделей:

  • B4204S3 – 4,3;
  • B4204T7 – 5,4;
  • B5254T2, B5254T10, B5254T11 – 5,5;
  • B5244S – 5,8;
  • B6294T, B6284T – 6,6;
  • B6304T2, B6304T4 – 6,8;
  • B6294S – 6,9;
  • B8444S – 7,0;
  • B6324S – 7,7;
  • D5244T5 – 5,5;
  • D5244T18, D5244T4(2010-2013) – 5,9;
  • D5244T, D5252T – 6,0;
  • D5244T4 (2006-2010) – 6,2
  • D5244T2 – 6,5.

Уровень масла в двигателе

Двигатели Volvo – надежные узлы, но они нуждаются в регулярном обслуживании и мелком ремонте. Нужно контролировать, сколько масла в двигателе Volvo, не забывать, что система охлаждения нуждается в доливе антифриза, очистке радиатора, каналов, регулировке натяжения ремня. При вибрации двигателя Volvo S80 и других моделей нужна замена опоры, возможен разрыв подушки. Капремонт двигателям этого бренда обычно требуется через пару сотен тысяч километров пробега.

Когда нужно подобрать запчасти для ремонта или заменить мотор целиком, возникает вопрос, где находится номер двигателя на Volvo. Он выбит сзади, в районе выхода коллектора, точное расположение зависит от модели. Например, на Volvo S40 у двигателей объемом 1,8 номер справа от коллектора, а объемом 2,4 – слева. Увидеть его, не снимая двигатель, можно только с помощью зеркала. Если двигатель нуждается в ремонте или замене, его придется снимать. В этом процессе у каждой модели есть свои тонкости и секреты. В видео ниже показано, как снять головку блока цилиндров двигателя Volvo 850.

Отдельные модели двигателей Volvo, которыми автомобили комплектовались еще несколько лет назад, сейчас сняты с производства. Поэтому, если капитальный ремонт с полной переборкой двигателя Volvo не решает проблемы, замену придется искать на вторичном рынке. Но если вы решили купить б/у двигатель Volvo, выбирайте его среди контрактных. Нет однозначного ответа на вопрос, сколько ходят двигатели Volvo. Это зависит от качества бензина (дизтоплива) и моторного масла, своевременного обслуживания. Поэтому если сравнивать двигатели с одинаковым пробегом, но у одного по дорогам Европы или Японии, а у другого – по российским, ресурс первого однозначно будет больше.

На сайте интернет-магазина JapZap можно посмотреть, сколько стоит двигатель Volvo с разборки, подобрать нужную модель. Если найти нужный товар в каталоге не удалось, возможны поиск на разборках и поставка под заказ, для этого на сайте есть форма запроса.

https://motorist.expert/volvo/b4164s.html
https://japzap.ru/blog/sekret-nadezhnosti-dvigateley-volvo-v-produmannoy-konstruktsii/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.