Содержание
Обзор Volvo s40. (Авторевю)
Дизайнер Volvo Гай Бургойн — левша и импровизатор. Он полминуты разглядывает мое имя Leonid, которое я только что написал на листке бумаги латиницей, потом берет в левую руку шариковую ручку — и начинает конструировать из букв мой портрет. Буква L становится подбородком, из буквы Е получается ухо, O и D превращаются в два глаза.
Он лукавит: никуда его с Volvo не выгонят. Ведь именно он придумал изогнутую «плоскую» консоль, без которой новый Volvo S40 был бы совсем другим автомобилем.
— Минимализм, стиль и функциональность: это очень по-шведски, — не без удовольствия констатирует англичанин Бургойн в ответ на мои комплименты. — Не правда ли, наша консоль похожа на пульты аудиотехники Bang&Olufsen? Мы специально скомпоновали все кнопки в один центральный «язык», оставив по бокам лишь четыре вращающиеся ручки. Все просто и понятно, как в Sony Playstation: даже ребенок разберется. Да и сама идея «плоской» консоли лежит на поверхности — ведь внутри нее все равно ничего нет, кроме клавиш и дисплея! Но поставщики сперва наотрез отказались выпускать такую консоль — мол, это очень дорого и вообще невозможно. Намучались мы с ними.
Меж тем в остальном новый Volvo S40 отнюдь не экстраординарен. Снаружи это уменьшенная копия Volvo S60. Отличия — лишь в деталях. Это, например, «прожекторы» ближнего света в фарах, окруженные светящимися синими ободками: этакий «псевдоксенон» (настоящие биксеноновые элементы предлагаются за доплату). Или повторители «поворотников» в корпусах наружных зеркал. Или отсутствие щеточек фароочистителей, которые на новом Volvo S40, увы, заменены струйными омывателями. Жаль — и предыдущая «сороковка», и Volvo S60 оснащаются «дворниками» фар, которые только и способны помочь на наших грязных дорогах.
А еще силуэт S40 кажется немного непропорциональным. Если поставить рядом все три седана, выполненных в одном «стиле Питера Хорбери» (именно он был шеф-дизайнером в период становления нового облика Volvo), то «восьмидесятка» покажется слишком длинной по сравнению с «оптимумом» Volvo S60, а новая «сороковка» — слишком короткой. Она, кстати, даже короче на 48 мм, чем Volvo S40 первого поколения. И при взгляде на новый автомобиль иногда возникает подсознательное желание отправить его на пластическую операцию по удлинению «носа». Да и «хвост» багажника чуть коротковат.
Это вселяет надежду: Хорбери будет только способствовать грамотному и бережному отношению к марке Volvo со стороны фордовцев. Ведь «американские» кнопки из дешевого пластика в новом роскошном Ягуаре XJ — это чудовищно! Но, судя по интерьеру новой «сороковки», Volvo успешно отстаивает свою «материальную» независимость от Дирборна. Маленькая рукоятка головного света слева от руля, кнопки на изогнутой консоли, подрулевые рычаги — все сделано достойно и перещелкивается очень приятно, с дорогим «вязким» сопротивлением. Именно такие мелочи и создают ощущение «премиум-сегмента» между классами C и D, в который метит Volvo S40.
Жаль, что кроме отсека за консолью, мест для хранения мелочей в новой «сороковке» ничуть не больше, чем в предыдущей машине. Бокс в подлокотнике между креслами и карманы в дверях вместительнее не стали, а бардачок теперь еще меньше — он выродился в узкий и глубокий пенал.
Но при этом в салоне появилось ощущение простора, которого так недоставало старой «сороковке». Достигнуто это, увы, ценой потери «драйверской ориентации»: вслед за Фольксвагеном с его новым Гольфом (не говоря уже о BMW) на Volvo тоже предпочли перейти от развернутой консоли к симметричной, от высокой панели — к низкой. Однако Volvo S40 — это как раз тот случай, когда смена интерьерной концепции прошла безболезненно. Ведь у Volvo был Гай Бургойн, который способен увидеть консоль оторванной от панели и «висящей» в воздухе. А у Фольксвагена такого Бургойна, судя по Гольфу, не было.
Само собой, посадка стала намного удобнее. Прекрасный руль с толстым ободом теперь регулируется не только по высоте, но и по расстоянию от панели, причем диапазоны регулировки широчайшие. А какие в новой «сороковке» кресла! Ничуть не хуже, чем в Volvo S60. Я просидел за рулем S40 целый день, намотал более четырех сотен километров — и вышел из машины свежим, как молодой редис. Как вольвовцам удается найти столь удачный профиль кресел — ненавязчивый и «облегающий»?
Сзади сиденье тоже удобное, с продуманным профилем обоих «посадочных мест» и с такими же изящно изогнутыми подголовниками, как и спереди. Но сидеть тесновато — лишь немногим лучше, чем в предыдущей машине. Когда я со своим средним ростом в 176 см уселся в Volvo S40 «сам за собой», то ступни плотно вошли под переднее кресло, колени почти касались спинки, а голову от низкого потолка и «заваленной» стойки отделяли считанные сантиметры.
Впрочем, если нужен семейный седан, то на эту роль у Volvo есть модель S60. А Volvo S40 — для людей, которые еще не успели обзавестись семьей. Или поторопились обзавестись и теперь снова свободны. Словом, для индивидуалистов, которые более склонны жить для собственного удовольствия, нежели люди семейные.
Новый Volvo S40 обязан быть еще лучше, причем с самого начала. Ведь если предыдущая машина построена на одной базе с автомобилями Mitsubishi Carisma, то нынешняя сделана на новой «общефордовской» платформе P1 — а она, как мы уже знаем по тестам «соплатформенников» Ford C-Max и Mazda 3, весьма «драйверская». И если Volvo S40 окажется хотя бы наполовину таким азартным, как C-Max или Mazda.
Но в поведении S40 нет и следа от «нейтральности» и остроты Си-Макса, от азартной управляемости Мазды 3. Яркий пример того, как на одной платформе можно создать совершенно разные автомобили!
И все бы хорошо, но. Стоит на мгновение отвлечься от дороги, настраивая аудиосистему или мечтательно косясь на лазурную полоску моря в боковом окне, — и Volvo оказывается на соседней полосе, а то и рядом с разделительным брусом! А все потому, что при общей «тяжести» руля он недостаточно информативен. Нет той «прозрачности», которая в пологих изгибах трассы позволяет вести машину только с помошью бокового зрения, «вестибулярки» и по усилию на руле. А ведь у предыдущей «сороковки» это качество присутствовало.
Еще один недостаток — общий для Volvo S40 и для Мазды 3 с двухлитровым мотором, которая оснащается тем же гидроусилителем руля с электроприводом насоса. Баранку «прикусывает» при быстром вращении! Но вольвовцы клятвенно обещают, что на серийных машинах в 2004 году появятся перекалиброванные насосы с большей производительностью, которые не будут препятствовать объездным маневрам.
Для Volvo S40 подготовлено два варианта подвески — Standard и Dynamic. «Стандартное» шасси отличается более комфортной настройкой — во всяком случае, на испанских дорожках плавность хода была превосходной. «Динамичное» шасси на Volvo S40 T5 пожестче, крены здесь поменьше, а реакции поострее. Но на крупных неровностях появились знакомые по редакционному седану Volvo S60 2.4 шумные удары при работе подвески на отбой — когда колесо проваливается вниз в яму и амортизатор не в состоянии его удержать.
Вдобавок, 220-сильная машина «упрямится» при входе в быстрые виражи — без вариантов скользит наружу. Занос под сброс газа? Никаких шансов! А вот 170-сильный Volvo S40 2.4i со стандартной подвеской охотнее поддается на провокацию заноса, «подрабатывая» задними колесами. Но в этом нет и тени той остроты, которой отличается Mazda 3: занос плавный, «растянутый» во времени. При этом система стабилизации DSTC остается на страже даже после отключения клавишей на тоннеле — она просто позволяет машине скользить чуть дольше и глубже, но в случае опасности все равно вмешивается и гасит занос. Однако если предусмотрена электронная «защита от дурака», зачем было делать «заряженную» версию шасси менее драйверской, чем обычный вариант?
Правда, многое зависит и от трансмиссий. Механические коробки фирма Volvo по традиции делает самостоятельно, причем S40 T5 и версия с двухлитровым дизелем оснащаются шестиступенчатой «механикой» от Volvo S60 R. Мне коробка не очень понравилась: избирательные движения довольно короткоходные, но на рычаге слишком чувствуются все внутренние процессы, которые сопровождают включение. А вот пятиступенчатые «автоматы» Aisin-Warner, как и раньше, произвели благоприятное впечатление. Теперь у них появился ручной режим, который фиксирует выбранную передачу и не позволяет коробке самопроизвольно переключаться ни «вверх», ни «вниз». Правда, по-настоящему ручной режим полезен только на Volvo S40 T5, где турбонаддувной тяги хватает для уверенного ускорения в пределах каждой передачи и переключаться можно не слишком часто. А при активном драйвинге на 170-сильной машине рычагом придется орудовать чаще, и умеренные запаздывания «автомата», почти не заметные на Т5, здесь уже начинают мешать.
Столь продуманная система управления бортовой электроникой — это не только удобство, но и активная безопасность. Меньше отвлекаешься от дороги! Поэтому почти все важные органы управления на S40 продублированы. Даже подрулевые рычаги нагружены дополнительными функциями — в них встроены вращающиеся барабаны, которыми можно «листать» показания бортового компьютера или корректировать работу «дворников».
Кстати, для разных рынков Volvo S40 будут оснащать немного иными системами оповещения о непристегнутых ремнях безопасности. Для Европы — самая жесткая сигнализация: если, не пристегнувшись, набрать 40 км/ч, то в салоне начинает «крякать» громкий и неприятный зуммер. Причем датчиками оснащены даже задние замки. Лишнее? Как сказать. Например, если ребенок сзади отстегнулся без ведома родителя, Volvo тут же «наябедничает» об этом с помощью соответствующей надписи на дисплее.
Сами вольвовцы рассчитывают на неплохой сбыт: 70000 машин в 2004 году, 20000 из которых должно быть продано в США, 5000 — в Швеции и по 4000 — в Великобритании и Германии. Новая модель будет чуть дороже предыдущей, что объясняется лучшим уровнем базового оснащения (с электростеклоподъемниками и кондиционером). Причем если S40 нового поколения будет выпускаться на бельгийском заводе Volvo в Генте в начале следующего года, то производство старой «сороковки» на голландском заводе NedCar в Борне будет свернуто лишь весной 2004 года. Обе машины, старая и новая, будут одно время выпускаться параллельно! И в принципе, я не отговаривал бы и тех, кто хочет купить «новый старый» Volvo S40 подешевле, если бы не.
Интересно и то, что платформа Р1 рассчитана на полный привод с муфтой Haldex — уже объявлено, что Volvo S40 T5 будет выпускаться и в полноприводном варианте. Практически готов спортуниверсал Volvo V50 на базе «сороковки» — автомобиль вот-вот покажут публике, а продажи начнутся осенью 2004 года. Судя по всему, на этой же платформе в Гетеборге сделают и купе (возможно, купе-кабриолет), и компактный внедорожник-кроссовер. Интересно? Судя по искоркам в глазах Бургойна — очень. Ей-Богу, он опять придумал что-то необычное.
Volvo S40, модификации (данные производителя) | |||||||
Volvo S40 2.4 | Volvo S40 2.4i | Volvo S40 T5 | Volvo S40 2.0D | ||||
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском топлива | дизельный | |||||
Наддув | нет | нет | турбокомпрессор | турбокомпрессор | |||
Число и расположение цилиндров | 5, в ряд | 5, в ряд | 5, в ряд | 4, в ряд | |||
Рабочий объем, куб. см | 2435 | 2435 | 2521 | 1998 | |||
Число клапанов | 20 | 20 | 20 | 16 | |||
Степень сжатия | 10,3 | 10,3 | 9,0 | 18,5 | |||
Максимальная мощность, л.с./кВт/об/мин | 140/103/5000 | 170/125/6000 | 220/162/5000 | 100/136/4000 | |||
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 220/4000 | 230/4400 | 320/1500—4800 | 340/2000 | |||
Коробка передач | М5 | А5 | М5 | А5 | М6 | А5 | М6 |
Передаточные числа | |||||||
I | 3,39 | 4,66 | 3,07 | 4,66 | 3,39 | 4,66 | 3,07 |
II | 1,90 | 3,03 | 1,77 | 3,03 | 1,91 | 3,03 | 1,86 |
III | 1,19 | 1,98 | 1,19 | 1,98 | 1,27 | 1,98 | 1,24 |
IV | 0,87 | 1,34 | 0,87 | 1,34 | 0,95 | 1,34 | 0,84 |
V | 0,70 | 1,02 | 0,70 | 1,02 | 0,78 | 1,02 | 0,88 |
VI | — | — | — | — | 0,65 | — | 0,71 |
задний ход | 3,30 | 5,11 | 2,99 | 5,11 | 3,20 | 5,11 | 4,19 |
главная передача | 4,00 | 2,44 | 4,25 | 2,44 | 3,77 | 2,27 | 2,85/4,07* |
Максимальная скорость, км/ч | 205 | 200 | 220 | 215 | 240 | 235 | 210 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 9,9 | 10,6 | 8,2 | 8,9 | 6,8 | 7,2 | 9,5 |
Расход топлива (смешанный цикл), л/100 км | 8,4 | 9,1 | 8,5 | 9,1 | 8,7 | 9,4 | 5,6 |
Топливо | бензин АИ-91—98 | бензин АИ-91—98 | бензин АИ-91—98 | дизельное | |||
Емкость топливного бака, л | 62 | 62 | 62 | 55 | |||
* Для V, VI и задней передачи/для I—IV передач. |
Volvo S40, общие характеристики (данные производителя) | |
Кузов | 4-дверный седан |
Число мест | 5 |
Длина, мм | 4468 |
Ширина, мм | 1770 |
Высота, мм | 1452 |
Колесная база, мм | 2640 |
Колея передняя/задняя, мм | 1535/1531 |
Дорожный просвет, мм | 135 |
Привод | на передние колеса |
Снаряженная масса, кг | 1399—1419 |
Коэффициент Сх | 0,31 |
Объем багажника, л | 404 |
Диаметр разворота, м | 10,6 |
Минимальный тормозной путь со скорости 100 км/ч, м | 38 |
Подвеска | |
передняя | независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором |
задняя | независимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором |
Тормоза | гидравлические, с усилителем и вентилируемыми дисками (300/278 мм) |
Рулевое управление | реечное, с электрогидроусилителем |
Двигатель 2.4 выпускается в двух версиях — мощностью 140 л.с. (S40 2.4) и 170 л.с. (S40 2.4i). Разница — только в программном обеспечении, что хорошо видно по скоростным характеристикам Турбомотор объемом 2,5 л и мощностью 220 л.с. Обратите внимание на широкую «полку» крутящего момента от 1500 до 5000 об/мин | Красиво? По словам дизайнера Гая Бургойна, позже для Volvo S40 будут предложены «законсольные» аксессуары вроде «этажерки» для мелочей. А кроме трех нынешних вариантов отделки (просто пластик, пластмасса «под дерево» или алюминий) появится еще один, самый необычный — полностью прозрачная консоль! |